Раз словечко, два словечко...

(или как выучить стихотворение с ребенком) 


Первый этап -
Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.
Второй этап -  
С ребенком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой (о ком/о чем стихотворение), что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.
Третий этап -
Дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Потом мне сам расскажешь. Давай так играть? Можно предложить несколько возможных ситуаций я – учитель, ты – ученик, а затем наоборот. Я - режиссер, а ты – артист. Стихотворение читают 2-3 раза в медленном темпе и просят ребенка повторять тихим голосом, но вслух.
Четвертый этап -
Ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого.(«Расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать» и подсказывать первое слово в строке).
Пятый этап -
Через некоторое время или на следующий день повторить еще  раз стихотворение (прочитать и ребенок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребенку своё восхищение: «Боялся, а как выразительно рассказал! Горжусь тобой!»
 
Как вы правильно заметили, идеал очень часто не соответствует действительности. Такая методика возможна в том случае, если у ребенка от природы хорошая память или уже натренированная. Есть дети, которым обязательно надо действовать руками, ногами. Иначе их совсем не удержать на месте. Для такого ребенка возьмите чистый лист бумаги или графитную доску и рисуйте картинку к каждой строчке стихотворения. В таком случае подключаются и слуховые, и зрительные, и тактильные (кожные) анализаторы. В комплексе ребенку легче запомнить и воспроизвести стихотворение.
 
Что еще влияет на быстроту запоминания стихотворения?
 
Содержание.
Если ребенку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно напрягаться. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту.  Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.
Объем.
Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья.  Для старших дошкольников - 3-5 четверостиший.
Значимость.
Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей.
Например,  выучите с ребенком считалку, объяснив ему, что она нужна для того, чтобы определить очередность игры в машинку. 
Ритмичность.
Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении.
Возможность показать, воспроизвести. Есть категория детей, которые запоминают лишь тогда, когда двигаются и показывают на себе или  с помощью своего тела. Вот таким детям нужны «звонкие», «ходящие» и «кричащие » речевки.
Например:На золотом крыльце сидели:
                Царь, царевич,
                Король, королевич,
                Сапожник, портной,
                А ты кто такой? 
 
     

   О том, как можно разучить стихотворение со своим малышом, наши специалисты (Голоднева Мария Владимировна - учитель - логопед, Малеева Любовь Семеновна - воспитатель) советовали в программе "Мамочки" на телеканале "Восточный экспресс".

      Смотрите сюжет:

 

 

  Весь выпуск программы "Мамочки"

 от 8 Марта 2014 года

 Вы можете посмотреть здесь:

http://www.ve-trc.ru/programs/mamochki/vypuski/%22Мамочки!%22%208%20марта%2C%202014/

 

 
 
 
 
ССЫЛКА
на сайт программы "Мамочки",
"Восточный экспресс"